Рецепты правильного выбора смартфона: какой экран лучше? Особенности технологии IGZO в современных дисплеях Igzo мониторы.

Новый материал для ЖК-матриц от Sharp превосходит все остальные технологии изготовления экранов. Он идеально подходит для мониторов с разрешением 4К и мобильных устройств формата Ultra HD.

Переворот в сфере производства дисплеев происходит тихо и скромно у всех на виду. Важное нововведение скрывается за загадочной аббревиатурой IGZO, в которой зашифрованы элементы, используемые в новых тонкопленочных транзисторах: оксидиндия, галлия и цинка. Разработанные японским концерном электроники Sharp, IGZO-экраны демонстрируют преимущества в тех областях, где традиционные ЖК-мониторы достигли своих пределов. Речь идет об уровне плотности пикселей и поддержке разрешения Ultra HD. Новые дисплеи уже используются в различных устройствах, начиная со смартфонов (Sharp SH-06Е - 1920×1080 точек/460 ppi), планшетов (например, BungBungame - 2560×1600 точек) и заканчивая ноутбуками (Fujitsu Lifebook UH 90 - 3200×1800 точек). Решения IGZO встречаются ив мониторах и телевизорах, поддерживающих разрешение 4 К (ASUS PQ321QE вверху слева).

Какой это обеспечивает результат, показывает сравнение новейших планшетных ПК. Если открыть в iPad mini (1024×768 точек) и iPad 4 (2048×1536 точек) одну и ту же страницу в Интернете, то шрифт в iPad mini покажется расплывчатым, при уменьшении изображения буквы сливаются друг с другом, в то время как картинка в iPad 4 необычайно четкая. IPad использует не IGZO, а конкурентную технологию LTPS (Low Temperature Poly-Silizium, низкотемпературный поликристаллический кремний). Обе разработки хорошо подходят для высоких разрешений, но IGZO потребляет меньше энергии.

Три транзистора на каждый пиксель

В плоских мониторах тонкопленочные транзисторы скрываются за слоем жидких кристаллов и могут изменять их ориентацию. Благодаря этому они способны управлять каждым пикселем и определять количество света, которое пройдет в указанном месте. На один пиксель необходимо три транзистора, ведь каждый из них представляет собой сочетание трех субпикселей со светофильтрами трех основных цветов - красного, зеленого и синего. Ввиду того что транзисторы TFT непрозрачны, с увеличением плотности пикселей они должны уменьшаться, чтобы сохранить способность дисплея пропускать свет. Но их нельзя уменьшать бесконечно, потому что при этом возникает ток утечки, который приводит к повышенному энергопотреблению). Проблема традиционных транзисторов TFT заключается в используемом материале. В отличие от транзисторов CPU, они состоят не из кристаллического, а из аморфного кремния. Он идеален для массового производства, так как слой TFT-транзисторов можно наносить по всей площади стеклянной подложки без больших затрат. Но в сравнении с кристаллическим кремнием здесь наблюдается колоссальное снижение подвижности электронов (см. слева). Для дисплеев с обычным разрешением это не проблема, ведь транзисторам не нужно выполнять сложные вычисления, а всего лишь переключаться через короткие промежутки времени - каждые 16 мс при частоте 60 Гц.

Транзисторы ТFТ переключаются в тот момент, когда на затвор поступает напряжение. Канал открывается и электроны перемещаются от истока к стоку. В канале из аморфного кремния ввиду низкой подвижности электронов необходимо прилагать сравнительно высокое напряжение, чтобы электроны могли перемещаться по нему. Канал из IGZO, напротив, открывается даже при низком напряжении, благодаря тому что подвижность электронов здесь в пятьдесят раз выше.

IGZO: высокая плотность пикселей

При использовании поликристаллического кремния для получения высокой плотности пикселей (свыше 400 ррО появляется необходимость уменьшения транзисторов. Чем они меньше, тем больше ток утечки, а значит, электроны перемещаются по транзистору даже тогда, когда он выключен. Кроме того, через равные промежутки времени требуется выполнять обновление изображения, так как ток утечки может вызвать случайное переключение. В транзисторе с каналом из IGZO ток утечки в выключенном состоянии практически отсутствует, что не только экономит энергию, потому что необходимость в частом обновлении отпадает, - это еще означает, что устранены преграды на пути к созданию тонкопленочных транзисторов меньших размеров.

IGZO-диcплeи способны даже при отключенных транзисторах ТFТ в течение определенного времени сохранять содержимое экрана. По информации 81югр, теперь есть возможность «безболезненного» снижения частоты с 60 до 25 Гц. Кроме того, IGZO -экраны обрабатывают сенсорные команды точнее, так как обновление изображения создает помехи для сигналов сенсорного ввода. Несмотря на это, остается неясным, когда IGZO появится на массовом рынке. Пока что дисплеи Sharp используются в нишевых продуктах. Другие же производители делают ставку на дорогую технологию LTPS.

Источник: Журнал Chip

Мониторы так называемого стандарта 4К ворвались в нашу жизнь не так давно. О них заговорили около трёх лет назад, первым доступным моделям в начале 2015 года исполнится около двух лет, а время, когда они станут доступными массовому покупателю ещё впереди. Все предпосылки для снижения стоимости есть, но пока же компании-производители оттачивают свои умения на дорогих и в основной массе – продвинутых моделях, наполняя свои “кассы” благодаря интересу со стороны ярых техногиков и просто поклонников всего самого современного и нового. Именно благодаря им в ближайшие 2-3 года поставить перед собой дисплей с разрешением 3840x2160 пикселей (и даже больше) с качественной IPS/PLS/AHVA/IGZO/*VAматрицей смогут позволить люди не готовые выкладывать за новый монитор более 30 тысяч рублей. А доступные уже сейчас TN+Film решения станут в 2-3 раза дешевле.

Из этой статьи вы узнаете об особенностях моделей 4К, их различиях между собой, что было раньше, что ждать в будущем, брать сейчас или потом и, о возможных альтернативах, которых хватит на ближайшие 3 года. И да, кроме всего прочего мы затронем мониторы стандарта 3.5К и 5К, которые также уже существуют на рынке. Почему бы и нет? Выбор должен быть всегда.

Обо всём понемногу:

Стандарт 4К и с чем его “едят”

Для начала разберёмся в том, что собой представляет стандарт 4К и почему именно такой термин используется в обиходе. Есть две теории. Первая – количество пикселей в панели 3840x2160 ровно в четыре раза больше, чем в самых популярных на сей момент мониторах стандарта FullHD (1920x1080). Вторая – когда только заговорили о подобных моделях, то предполагалось, что по длинной стороне у них будет не менее 4000 пикселей, что в сокращённом виде можно представить именно как 4К. В этом случае давать такое название наиболее распространённым моделям с разрешением 3840x2160 пикселей не более, чем маркетинговый ход. С другой стороны – это не имеет большой роли. Не всё ли равно как называть?

Так что же из себя представляют новые компьютерные мониторы? Это панели с диагональю от 23.6 до 34 дюймов с заметно меньшим по величине пикселем и соответственно большей плотностью точек на дюйм. Это сказывается на чёткости картинки, работая за дисплеем на небольших - средних расстояниях (от ужасающих для глаз и головы 20 см до, приблизительно, 100-110 см от рабочей поверхности матрицы экрана). А нагрузка на основные компоненты ПК, безусловно, сильно возрастает, поскольку приходится обрабатывать в 3-4 раза больше графической информации. Хотя тут не всё так однозначно – разницу, которую вы увидите и сможете ощутить, сравнивая со своим старым монитором, зависит и от вашего зрения.

Тут в качестве примера можно привести экраны современных смартфонов и планшетов. Вы хотите увидеть перед собой чёткость картинки, как на устройствах от Apple с их понятием “Retina” (дурацкий термин на самом деле)? Не выйдет. Плотность пикселей мониторов 4К начинается от 135 пикселей на дюйм и заканчивается величиной в чуть более 200 ppi у уже не выпускаемых на данный момент 22.2-дюймовых моделей. В основном приходится говорить о цифрах в 165-185. При этом даже у самого первого iPhone цифры были порядка 163, начиная с iPhone 4 – 326 пикселей на дюйм, а у iPhone 6 Plus и вовсе 401. Я уж не говорю про флагманов корейских компаний с экранами с плотностью 550-600 пикселей. На этом моменте некоторые читатели могут заметить, что диагонали экранов совершенно разные и расстояние при работе за монитором и телефоном сильно различаются. Да, всё верно. Но когда мы говорим о чёткости картинки, то важны два основных параметра – плотность пикселей и расстояние ваших глаз до экрана. Не у всех глубокие столы, не всегда предоставляется возможность придвинуть монитор вплотную к стене (подставки у дисплеев бывают очень большие) и сесть на большом расстоянии из-за нахождения на столе клавиатуры и мышки. Из-за этого расстояние до экрана не редко не превышает 60-70 см. Находясь в помещении без толпы людей, я и, уверен, многие другие пользователи смартфонов, спокойно работают со своими гаджетами на расстоянии слегка согнутой руки, что составляет около 50-60 см от глаз до поверхности экрана. По крайней мере, у меня получились именно такие величины. Разница не велика, а вот плотность пикселей в случае с современным носимым устройством (флагманы второго квартала 2013 – начала 2014 года) вдвое больше. Таким образом, войну за чёткость изображения даже самый лучший монитор стандарта 4К моментально и безоговорочно проигрывает.

Но не стоит сразу разочаровываться. Чаще сравнение происходит в одной плоскости – с другими настольными мониторами и в таком случае для 4К моделей всё более радужно. Тут сразу вспоминается, что далеко не все могут различить разницу между 300 и 500-600 пикселями на дюйм на экранах современных смартфонов, а вот переход от 150 к 300 даёт заряд позитива и ощущение совсем иного качества картинки перед глазами. Так оно и есть. Именно поэтому, если вы планируете переход с 27-дюймового Full HD дисплея (81 пиксель на дюйм - ppi) на 27-дюймовый 4К с разрешением 3840x2160 пикселей (163 ppi), то разница будет колоссальной. Будет она такой и при замене 24-дюймового монитора WUXGA (1920x1200 пикселей) на нечто большее стандарта 4К. Хочется ещё больших впечатлений? Такую возможность вам предоставят 23.8-дюймовые модели с разрешением 3840x2160 (185 ppi) пикселей и 27-дюймовые 5120x2880 (218 ppi) с соответствующим ценником.

Касаемо перехода с 27-дюймовых вариантов стандарта WQHD (2560x1440 пикселей) на сравнимые по диагонали модели 4К можно отметить следующее – разница будет заметна, но для некоторых не станет принципиальной. Если же рассматривать ещё большую диагональ в сравнении с 27-дюймовыми WQHD, то и видимая разница будет уменьшаться. Стоит отметить, что уже в январе 2015 года будут доступны в рознице промежуточные варианты для тех, кто не готовь тратить свои деньги на 4К и уже устал от Full HD на диагоналях от 23.8 до 25 дюймов. Варианты с обеими диагоналями впервые будут выпущены с разрешением 2560x1440 пикселей, что в пересчёте на плотность составит 123 и 117 ppi соответственно. Хорошие показатели, которые устроят не самого придирчивого покупателя.

Переходим ко второму пункту - производители 4K матриц решили возвратиться на 5-7 лет назад, сделав их, как минимум, 8-битными, а в некоторых случаях сразу 10-битными (в частности для моделей с расширенным цветовым охватом), в то время как свыше 90% всех ныне выпускаемых дисплеев являются псевдо 8-битными (6 бит + дизеринг). Данный факт влияет на качество воспроизведения градиентов и точности передачи цветовых оттенков и полутонов. Все ли увидят разницу? Нет. Как ни странно – меньшинство. Да и то, все они будут близки к таким темам, как: фотография, полиграфия, дизайн, профессиональная обработка видео контента. Часть из них ещё будут являться перфекционистами. А ведь хорошую матрицу ещё можно “убить” плохой электронной начинкой и безобразной заводской настройкой, которой восстановить качество градиентов не поможет даже калибровка. Не всё так просто, как хотелось бы.

Теперь о стоимости, о которой говорить сейчас довольно проблематично ввиду нестабильности рубля и всех рынков в целом. Изначально, первые, действительно доступные для розницы 4К дисплеи в переводе на наши “деревянные” стоили от 140-150 тысяч рублей, а в основе лежала 31.5-дюймовая IGZO (она же ASV, она же *VA на основе IGZO). Позже их стоимость снижалась до 120 и даже 85 тысяч. На момент написания этой статьи они вновь стоят от 110 до 150 тысяч. Вторыми (сверху вниз) по доступности можно признать 31.5-дюймовые модели с PLS матрицей от Samsung по цене в 80000-90000 рублей. Это вариант для тех, кто не хочет переплачивать за не столь существенные для постоянной работы достоинства IGZO. Далее следуют новейшие 27-дюймовые решения на IPS и AHVA за ~45000-50000 рублей, где-то около них приютились 23.8-дюймовые IPS с расширенным цветовым охватом. После них 23.8-дюймовые решения с обычной W-LED подсветкой за 38000-42000 рублей, а замыкают список практически все без исключения 28-дюймовые TN+Film модели с ценником от 25 до 35 тысяч рублей.

Отдельным списком можно включить 27-дюймовые модели стандарта 5К с ценником свыше 100 тысяч рублей и IPS матрицей. Профессиональные модели от EIZO и NEC, в основе которых используются 31-дюймовые IPS с разрешением 4096x2160 пикселей и совсем не обычным соотношением сторон 17:9 (!) и знакомая 31.5-дюймовая IGZO (возможно, в одной из своих версий с расширенным цветовым охватом и GB-r-LED подсветкой). Варианты недо4К или так называемые 3.5К выпускаются только на IPS и *VA матрицах с самым, что ни на есть киношным соотношением сторон 21:9, диагональю 34 дюйма, а их стоимость составляет от 35 до 45 тысяч рублей. Существуют модели, как с обычной плоской поверхностью панели, так и изогнутые (Curved), позволяющие снизить возможную нагрузку на глаза и улучшить восприятие информации с экрана.

Типы/разновидности матриц и технические возможности

На данный момент матрицы стандартов 3.5K, 4Kи 5K представлены размером от 23.6 до 34 дюймов, с различным соотношением сторон – от привычных 16:9 и 16:10 до не совсем обычных для многих 17:9 и 21:9.

В производстве задействованы все основные игроки рынка. Это и LG Display с их AH-IPS матрицами, компании Samsung и AUO со своими ответами в лице PLS и AHVA, амбициозный Sharp с дорогими IGZO (ASV *VA). Редкий гость ChiMei Innolux (далее просто Innolux) с непонятными AAS, S-MVA и IPS-образными панелями и, конечно, их TN+Film матрицами, которые установлены в каждый доступный 28-дюймовый 4К дисплей. Также по таблице выше можно заметить присутствие на рынке IPS-Pro панели от Panasonic, которую мы с вами вряд ли когда-нибудь увидим в живых продуктах (также как и ~одну треть других панелей) и изогнутую *VA от Samsung в уже представленном публике мониторе S34E790C. Конкурентами последнему является пара моделей на AH-IPS с точно таким же соотношением сторон и изогнутой матрицей – DellU3415W и LG 34UC97. Тем, кто хочет обойтись обычными плоскими поверхностями можно предложить AOC u3477Pqu и LG 34UM95.

Профессионалы по работе с цветом тоже найдут для себя варианты среди пока что немногого разнообразия продуктов последних стандартов на полках магазинов. Если вас интересует расширенный цветовой охват, то можно рассмотреть 23.8-дюймовые модели от Dell, NEC, 31-32-дюймовые от BenQ, EIZO, LG и Samsung. Встретить на данный момент IGZO панель с расширенным ЦО в мониторах, продающихся в рознице – невозможно, хотя такие матрицы и существуют в природе (по данным самой Sharp). Все остальные же модели используют стандартную W-LED подсветку и отличаются цветовым охватом, близким к sRGB, что является нормой и вовсе не зазорно, даже когда вы платите за монитор свыше 100000 рублей. Ведь чаще от расширенного ЦО куда больше “головной боли”, чем реальной пользы.

Теперь кратко разберём плюсы и минусы основных типов матриц , используемых для 3.5-5К дисплеев:

TN+Film – самые доступные и дешёвые в производстве панели; отличаются плохими углами обзора, низкой точностью цветопередачи, сильным цветовым сдвигом, достаточно высокой скоростью матрицы (для класса 4К устройств). Несмотря на последний факт - назвать модели, основанные на этих 60 Гц матрицах игровыми, никак нельзя. За этим вам следует обратиться к 120-144 Гц с Lightboost, ULMB и прочими технологиями с совсем иными разрешением. Между тем мониторы на 4K TN+Film – это самый доступный вход в мир дисплеев современного стандарта. Выбирать среди таких моделей стоит лишь по дизайну и цене. Ждать многого от них не стоит (кроме чёткости картинки), собственно как и от всех других TN+Film различных стандартов и годов выпуска.

IGZO – красивое название ASV панелей производства Sharp, основанных на технологии *VA (тип ориентации жидких кристаллов) с применением транзисторов на основе оксида индия, галлия и цинка (англ. Indium gallium zinc oxide, сокр. IGZO). Сейчас это самые дорогие матрицы для 4К-5K дисплеев. Отличаются непревзойдёнными углами обзора, высокой стабильностью картинки и точностью цветопередачи. Так называемый Glow эффект на цветных изображениях сведен практически на нет. Слабо представлен он и на тёмных оттенках. Скорость отклика средняя, равномерность подсветки достойная, но возможны огрехи с неоднородностью поверхности. Присутствует некое подобие BlackCrush, как у обычных MVA, PVA, AMVA матриц. Варианты с обычной W-LED подсветкой не отличаются широким покрытием стандарта sRGB, показывая лишь удовлетворительный результат. Возможно, что в последних ревизиях IGZO и в профессиональных мониторах типа NEC это проблема уже решена. Что касается версий с изначально расширенным цветовым охватом, то пока они не нашли своего применения в выпускаемых мониторах. Скорее всего, скоро эта ситуация изменится.

AH-IPS – или просто IPS - ответ компании LG Display на дорогие IGZO, который пришлось ждать около года с момента выпуска первых 4К дисплеев. В ассортименте представлены панели в самых важных для отрасли типоразмерах и с различными типами подсветки (W-LED, GB-LED) для покрытия всех потребностей пользователей разного профиля. Из достоинств – более низкая цена, чем у IGZO, большая распространённость в мониторах, хорошие углы обзора и скорость отклика (уровень артефактов изображения зависит от конкретной модели дисплея), стабильность картинки, точная цветопередача (особенно после калибровки), достойные уровень покрытия основного цветового пространства sRGB, отсутствие Black Crush (заметный цветовой сдвиг на тёмных оттенках). Из минусов и особенностей – равномерность подсветки на чёрном хуже, чем у IGZO, присутствует знакомый Glow эффект (его сила зависит от модели установленной AH-IPS панели), как на цветных изображениях, так и крайних тёмных полутонах (чёрный цвет в том числе).

PLS – почти копия AH-IPS, но в версии от Samsung. Поскольку для многих название PLS до сих пор остаётся в диковинку, то многие производители мониторов указывают в технических характеристиках IPS или IPS-type, чтобы не пугать покупателей и конечных потребителей. По состоянию на конец 2014 года данный тип матрицы стандарта 4К представлен только в размере 31.5 дюйма в версии с GB-LED подсветкой и нативным расширенным цветовым охватом. Достоинства пересекаются с AH-IPS, плюс, слегка меньший Glow эффект и чуть лучшая равномерность подсветки. Рабочая поверхность приближена к матовой, чем к полуматовой. Среди знакомых недостатков – проблемы с артефактами от разгона матрицы, что, возможно, совсем скоро инженеры Samsung решат и заодно выпустят версии меньшей диагонали и с обычной W-LED подсветкой.

AHVA – ещё один конкурент и фактически аналог IPS/PLS панелей, но от компании AUO (AUOptronics). Скрывая это ни о чём не говорящее название для многих покупателей, производители мониторов прописывают в технических характеристиках IPS или IPS-type. Эти матрицы производятся двух размеров, но с одним соотношением сторон 16:9 – 27 и 32 дюйма. Существуют версии, как с обычной W-LED подсветкой и цветовым охватом, близким к sRGB, так и GB-LED с расширенным ЦО. К началу 2015 года в продаже можно будет найти мониторы на всех четырёх панелях AHVA типа. Достоинства схожи с IPS и PLS. Проблем с артефактами пока не замечено. Рабочая поверхность – полуматовая, от которой в AUO, похоже, не собираются отказываться, от чего покупатели только в плюсе. По доступности и ценам, мониторы на основе AHVA с большой долей вероятности будут самыми привлекательными уже в самое ближайшее время.

*VA – ещё один тип матрицы от Samsung, но на этот раз отличный от IPS. Основные достоинства, как и у любой другой *VA (AMVA, PVA, MVA) – глубокий уровень чёрного, хорошая равномерность подсветки на большой части оттенков, отсутствие Glow эффекта, полуматовая поверхность панели. Матрица наиболее оптимальна для продолжительной работы с текстом за счёт другой структуры пикселя (по крайней мере, так считается). Цветовой охват близкий к sRGB, подсветка обычная – W-LED. Углы обзора похуже, чем у IPS/PLS/AHVA и, естественно, не дотягивают до уровня IGZO от Sharp. Однако, сильно лучше, чем у любой TN+Film матрицы. Из особенностей панели – не самая высокая скорость отклика (пожалуй, на уровне или ниже, чем у IGZO), эффект Black Crush (он же заметный цветовой сдвиг на тёмных оттенках). Пока представлен лишь один вариант – изогнутая *VAпанель, установленная в модели Samsung S24E790C. В дальнейшем похожих мониторов должно стать больше. Возможно, что альтернативу выпустит компания AUO со своими AMVA в различных версиях.

Что в итоге у нас получается? Если вас устроит лишь чёткая картинка, а на все остальные рабочие параметры монитора вам наплевать, хочется чего-то нового и самого современного, а деньги поджимают или просто “душит жаба” – выбирайте любой из 28-дюймовых TN+Film , ориентируясь на понравившийся дизайн и адекватный для вас ценник.

Предполагается работа с текстом, продолжительный сёрфинг в интернете, программирование, просмотров кино (особенно в позднее время суток, без дополнительного освещения) и даже CAD моделирование? Тогда стоит рассматривать модели на *VA от Samsung, а в дальнейшем, очень может быть, AMVA от AUO.

Если интересует работа с графикой, фотографией, редактирование видео контента, не редко игры, просмотр фильмов без особых требований к равномерности подсветки матрицы, да и просто для всего понемногу – любой монитор на основе AH-IPS , PLS или AHVA станет наиболее оптимальным выбором и вложением денежных средств среди 4К-5К решений. Для тех кому требуется дополнительная рабочая площадь можно посоветовать присмотреться к 3.5К решениям на основе AH-IPS с соотношением сторон 21:9 – это действительно очень интересные мониторы с диагональю 34 дюйма, которые для некоторых станут более привлекательными со всех точек зрения, нежели 4К формата 16:9!

У вас достаточно денег, чтобы позволить себе один из лучших мониторов на рынке, который, впрочем, всё равно не лишён недостатков? Тогда стоит рассматривать варианты на основе IGZO и никак иначе.

Всех прочих – редких представителей 4К не стоит рассматривать всерьёз. Всякие AAS , S- MVA , IPS- Type , IPS- Pro от Innolux и Panasonic вообще могут существовать только на бумаге и никогда не появится в реальных продуктах популярных брендов среди производителей мониторов.

О существующих проблемах и факторах сдерживающих распространение

Первая и очевидная проблема для широкого распространения мониторов 3.5К, 4К, 5К – высокая цена на качественные модели и относительно низкое качество дешёвых моделей. Можно добавить и зацикленность производителей на создании больших по размеру с точки зрения простого пользователя ПК мониторов. Далеко не для всех приемлемы 31.5-дюймовые IGZO и PLS или 34-дюймовые AH-IPS. Почему никто не хочет предлагать дисплеи формата 16:9 размером в 24-25 дюймов и 21:9 размером хотя бы в 27-29 дюймов с сохранением изначального разрешения – остаётся загадкой. Ведь это приведёт в конечном счёте к увеличению чёткости картинки – то, чего и ждут все от новейших мониторов.

Правда, прогресс в этом направлении потихоньку прослеживается. Уже совсем скоро мы с вами сможем стать обладателями 23.8 и 27-дюймовыми AH-IPS/AHVA мониторов с обычной W-LED подсветкой и более привлекательной ценой – 35000-45000 рублей. Безусловно, это не дёшево, но зато качество несравнимо выше (да и ощущения от работы), чем у ныне продающихся 28-дюймовых TN+Film за 25000-35000 рублей. Последние, в ходе эволюции развития 4K дисплеев станут ощутимо дешевле, а после того как интерес к ним станет ниже – просядут в цене ещё сильнее. От этого им никуда не деться. Так было раньше с Full HD моделями, так будет и со всеми последующими стандартами. Осталось дождаться анонса небольших по диагонали IGZO, *VA и PLS матриц и будет совсем хорошо.

Между тем не стоит забывать и о другом сдерживающем факторе – высокие требование к производительности рабочей станции. Не секрет, что увеличение разрешения в четыре раза в сравнении с Full HD (1080p) значительно увеличивает нагрузку на компоненты ПК – по-другому быть не может. Если при обычном веб-сёрфинге, работе с документами, базами данных и тому подобных задачах можно обойтись недорогим ПК (25000-35000 рублей за все наполнение корпуса) с видеокартой поддерживающей разрешение 3840x2160 пикселей и имеющее выход Display Port версии 1.2, то для комфортной работы с 3D графикой, обработки фотографий и видео контента, достаточного количества кадров в секунду в новинках игропрома в нативном разрешении дисплея – вам придётся разориться значительно сильнее. Тут суммы могут составлять от 70-80 до 200-300 тысяч рублей за новый ПК в зависимости от предъявляемых вами требований к скорости работы/обработке данных. И да – даже потратив очень большие суммы на графическую подсистему, никто вам не даст гарантий, что самые последние игры (не говоря уже про будущие) будет выдавать при высоких настройках графики высокий уровень fps. К сожалению, темпы развития GPU за последние годы сильно замедлились и непонятно что будет дальше.

Так что следует взвесить все ЗА и ПРОТИВ перед покупкой нового 4К дисплея, а не после. Если вы всё же решились, то для начала проведите апгрейд своего компьютера или купите новый, а потом уже приобретайте монитор. Делать же наоборот – как минимум глупо (особенно работая с низким разрешением или в нативном, но при 30 Гц), да и просто непрактично. Пока вы накопите на быстрые комплектующие, к тому моменту, скорее всего, выйдут более современные, качественные и доступные 4К дисплеи. А вы будете сидеть за своим старым и не самым лучшим 4К.

Поддержка со стороны ОС/ПО и особенности использования

Самое важное о чём должны знать все потенциальные покупатели мониторов 3.5К, 4К, 5К – вам необходимо использовать Windows 8.1 (в любой редакции) или OS X Yosemite 10.10. Никаких более ранних версий, забудьте о них. Все доступные на данный момент наработки Microsoft и Apple в области масштабирования контента есть только в этих операционных системах. Как дела обстоят с поддержкой HiDPI дисплеев в различных дистрибьютивах Lunix-base я не в курсе – не буду скрывать.

О высоком качестве масштабирования везде и вся говорить по состоянию на конец 2014 года не приходится. Часть приложений (в том числе относящихся к профессиональным продуктам), окна установки программ, отдельные графические элементы будет либо не отмасштабированы (даже после установки соответствующих параметров в ОС) либо выглядеть размыто. Такая ситуация наблюдалась год назад на Windows 8 и бета версий 8.1, сейчас же всё стало чуть лучше, но до идеала далеко. Не всё идеально и у OSX, несмотря на то, что Retina дисплеи в их ноутбуках появились уже как два года назад. Впрочем, комфортно работать всё же можно, особенно если вы не используете уж совсем древние программы и утилиты.

Что касается профессионального ПО, то исходя из официальных данных на ноябрь 2014, предоставленных японской компанией EIZO, основательные проблемы с поддержкой масштабирования на мониторах с высоким разрешением (3.5-5К) наблюдаются у: Photoshop CS6, Canon Digital Professional, Nikon ViewNX2, Capture NX-D, Premiere Pro CC (2014), EDIUS Pro 7, Illustrator CS6, 3ds Max 2015. Частичные проблемы есть у: PhotoshopCC (2014) и AdobeReaderXI. Программное обеспечение же, которое используется чуть ли не каждым пользователем ПК (браузеры, офисные пакеты), проблем с HiDPI не имеют. Оставшиеся проблемы, по всей вероятности, будут исправляться и исчезать на протяжении 1-2 лет, не меньше.

Для тех, кто уже успел приобрести монитор самого современного стандарта или совсем скоро собирается его купить - могу дать несколько советов, что стоит сделать в первую очередь:

  • Использовать только высококачественный Display Port кабель;
  • Выбрать в OSDMenu монитора версию Display Port 1.2;

  • В панели управления NVIDIA (или AMD/ATI) установить нативное разрешение монитора (для 4К это 3840x2160 или 4096x2160 – в зависимости от модели) в закладке PC и выставить частоту обновления 60 Гц;
  • Через закладку “Разрешение экрана” перейти к “Изменение размеров текста и других элементов”. Там установить масштабирование в положение Средний – 125% или крупный – 150% - этого будет более чем достаточно. Для тех, кто сидит за монитором совсем далеко и не обладает идеальным зрением подойдёт режим Огромный – 200%. По желанию можно увеличить размер шрифтов определённых элементов системы – такой функционал есть только у Windows 8.1;

  • Не забывать периодически устанавливать все предлагаемые и возможные обновления ОС и всего ПО, установленного непосредственно вами. Так вы быстрее избавитесь от всех проблем с масштабированием графических элементов.

Доступные альтернативы на ближайшее время

Нет желания и возможности тратить большие деньги? Не хочется думать и сталкиваться с проблемами масштабирования, быть этаким испытателем (бета-тестером) новейших матриц, переходить на Windows 8.1 или OS X Yosemite (тут вариантов совсем немного – покупка последних версий ноутбуков/моноблоков от Apple или установка “Хакинтоша” на стационарный ПК с подходящим железом), да и просто хочется работать без лишних мыслей? Вариантов более чем достаточно.

Минимум, с которого стоит начать в таком случае – давно продающиеся 27-дюймовые мониторы стандарта WQHD (2560x1440 пикселей). От них вы получите плотность в 109 пикселей на дюйм (ppi), что не так уж и плохо, плюс полное (!) отсутствие каких-либо проблем в работе. Существуют модели, как с обычной W-LED подсветкой, так и GB-LED для профессионального использования, в том числе среди напичканных высокоточной электроникой мониторов NEC серии PA. К более же доступным, но таким же качественным можно отнести следующих представителей класса: AOC q2770Pqu, ASUS PB278QR, EIZO EV2736WFS, Viewsonic VP2770-LED. И можно было бы сказать – 109 пикселей на дюйм – это ерунда. Но, позвольте – за 4-5 лет существования данного стандарта огромное количество пользователей до сих пор боятся столь “мелкого” пикселя в 0.233 мм и отдают предпочтение моделям с большим пикселем. Чего уж говорить про 4К-5К дисплеи?

Но если же 109 ppi – это не комильфо (а ровно столько же, кстати, у 34-дюймовых 3.5К моделей с разрешением 3440x1440 пикселей), то стоит рассмотреть в качестве будущей покупки только появляющиеся в продаже 23.8 и 25-дюймовые WQHD (2560x1440 пикселей) модели на AH-IPS матрицах. Этакий переходный вариант от Full HD к 4К без потери больших сумм денег и отсутствие проблем в работе уже на данном этапе. Ведь такое разрешение операционным системам известно давно, а от большой плотности пикселей пользователи точно не откажутся. Тут она составляет 123 и 117 ppi соответственно. Среди подходящих моделей пока можно отметить ASUS VX24AH, BenQBL2420PT и DellU2515H. Столь небольшие диагонали вам уже не интересны? Ну что же – тогда вас ждут новейшие 4К большего размера и с большей плотностью пикселя и, естественно, ещё более чёткой картинкой.

Заключение или что нас ждёт в ближайшем будущем

На самом деле всё очевидно – выход в свет мониторов стандартов 4K, 5K ознаменовал собой следующую ступень эволюции развития настольных дисплеев. О революции, к сожалению, говорить пока не приходится. Ей будет являться переход к 8К, да и то, только при сравнении с известными всем Full HD (1080p) моделями.

Новые дисплеи с высоким разрешением (HiDPI в понимании ОС) принесли лишь большую чёткость картинки вкупе со значительно увеличенной нагрузкой на компоненты ПК. Ни вам новых технологий, улучшенных углов обзора, цветового охвата, стабильности картинки, уменьшенного времени отклика. В зависимости от используемой технологии производства матрицы никуда не пропали такие эффекты, как Glow, Black Crush, Color-Shift. На половине моделей можно встретить хорошо различимый кристаллический эффект, слегка размывающий приятные впечатления от чёткости изображения на экране. Но в целом нужный эффект с точки зрения производителей и маркетологов достигнут – визуальное восприятие сильно отличается и явно в лучшую сторону.

Высокие цены, небольшой выбор и значительно меньшая доступность на полках реальных (офлайн) магазинов серьёзно сдерживают продажи 4К-5К дисплеев. Их покупателями становятся богатые люди и просто отчаянные техногики, решившие во что бы то ни стало стать обладателями новинок современного стандарта “мониторостроения”. Именно благодаря им многие из нас в ближайшие годы станут следующими покупателями схожих моделей, но уже по другим – более доступным ценам. А пока же есть время подумать, накопить нужную сумму денег, подождать пока подтянутся все большее количество разработчиков ПО с целью убрать все проблемы и особенности при работе, ну и, конечно, наблюдать и думать о покупке более доступных новинок, которые появятся совсем скоро. Вот увидите! Удачи!

Грыжин Александр aka =DEAD=


Сегодня смартфоны так похожи друг на друга внешне и по техническим характеристикам, что производителям приходится конкурировать в других плоскостях. Одни предлагают топовые камеры, другие – защиту корпуса, а третьи – более качественные экраны, поражающие воображение. Поговорим о популярных технологиях изготовления мобильных дисплеев: LCD, IGZO LCD, MLCD+, OLED и SuperAMOLED.

Рядовой пользователь мобильного устройства не смотрит на дисплей разве что тогда, когда использует смартфон для разговоров. Остальное время его глаза прикованы к картинке на экране. В 2018 году мало просто высокого разрешения (хотя некоторые производители и здесь преуспели) – необходимо сделать цветопередачу максимально реалистичной. Какие технологии для этого используются?

LCD

Liquid Crystal Display, он же LCD, или жидкокристаллический (ЖК) дисплей, знаком нам не только по смартфонам, но и другой электронике – телевизорам и ноутбукам. В основе технологии лежат жидкие кристаллы цианофенила, которые меняют свое положение под действием электрического тока. Вслед за этим меняется и поляризация, то есть эти частички выступают фильтрами, которые пропускают определенный цветовой спектр.

LCD-дисплеи используются в недорогих смартфонах, но далеко не все производители используют эту технологию. Например, в Qualcomm сообщили о том, что они не могут совместить сканеры с LCD-дисплеями, так как для этого требуются дорогие OLED-матрицы.

Преимущества: хорошая фокусировка и четкость изображения, минимум ошибок при сведении лучей, минимум нарушений геометрии, малый вес.

Недостатки: низкие параметры яркости и контрастности, небольшой запас механической прочности.

IGZO LCD

Самое интересное в этой технологии – то, как расшифровывается ее аббревиатура. Indium gallium zinc oxide в переводе означает «Оксид индия, галлия и цинка». Эти вещества стали основой для полупроводникового материала, который используется в качестве канала для тонкопленочных транзисторов. Дебют технологии IGZO состоялся в 2012 году с легкой подачи компании Sharp, которая на выставке в Берлине продемонстрировала первые панели на основе IGZO LCD. Они не требуют постоянного обновления при демонстрации неподвижных объектов, поэтому экономно расходуют энергию аккумулятора, а это важно для современных смартфонов!

Матрица IGZO LCD более тонкая и прозрачная, чем IPS- и LCD-аналоги, не нуждается в дополнительной подсветке и выдает изображение высокой четкости. Это последствия того, что сами транзисторы стали меньше, а электроны в них перемещаются быстрее.

Если первые смартфоны с IGZO LCD-дисплеями выпускала только компания Sharp, то позже ими заинтересовались другие производители. Например, это сделал производитель Meizu, который с небольшим перерывом выпустил два смартфона с аналогичными матрицами: M2 Note и M6 Note.

Преимущества : топовое разрешение, энергоэффективность, быстрый отклик сенсора, максимальные углы обзора, высокие значения яркости и контрастности.

Недостатки : стоимость.

IPS

Первые коммерческие матрицы IPS (in-plane switching) появились в 1996 году благодаря совместным усилиям компаний Hitachi и NEC. Кстати, вторая использует для обозначения этой технологии аббревиатуру SFT – Super Fine TFT. В отличие от LCD-технологии, в IPS применяется иной принцип расположения молекул жидких кристаллов. Последние находятся в одной плоскости и поворачиваются синхронно под действием электрического тока.

Первые IPS-дисплеи имели большое время отклика и высокое энергопотребление, но технология стремительно развивалась, и современные продукты уже лишены этих недостатков.

Преимущества: четкость и естественность цветопередачи, широкие углы обзора (до 178 градусов), высокие значения яркости и контрастности, хорошая детализация мелких объектов, энергоэффективность, доступная стоимость.

Недостатки : замедленная реакция на касания к экрану.

Super AMOLED

Это детище корейской компании Samsung, которая трепетно относится к качеству изображения на своих смартфонах. Интересно, что матрицы Super AMOLED (Active Matrix Organic Light-Emitting Diode) этот производитель ставит не только на флагманские устройства, но и на бюджетные модели. Впервые дисплеи этого типа компания начала использовать в 2009 году, а первые коммерческие смартфоны с ними – Samsung Wave и Samsung Galaxy S – появились в продаже в 2010-м. В основе технологии лежат органические светодиоды, которые используются как светоизлучающие элементы. Управляет ими активная матрица из тонкопленочных транзисторов.

Флагманские Samsung Galaxy S9 и S9+, анонсированные в 2018-м, получили безрамочные SuperAMOLED-дисплеи с разрешением QHD+. По сравнению с матрицами прошлого поколения в них на 13% увеличился уровень яркости, который теперь составляет 1000 нит.

В смартфонах Samsung матрицы этого типа плотно прилегают к самому экрану, поэтому между ними нет воздушной прослойки. Это влияет в первую очередь на компактность конструкции – она тоньше, чем у дисплейных блоков, изготовленных по другим технологиям.

Матрицы Super AMOLED считаются одними из самых экономичных, так как при уменьшении яркости экрана пропорционально снижается их энергопотребление. Цветовой диапазон, который они воспроизводят, на 32% больше, чем у LCD-матриц. Однако при интенсивной работе на максимальной яркости быстро уменьшается срок службы дисплея – учитывайте это, если покупаете смартфон на 3-4 года.

Преимущества : энергоэффективность, малая толщина экрана, максимальные углы обзора, насыщенные реалистичные оттенки, достойное поведение под прямыми солнечными лучами, высокая контрастность и яркость изображения, время отклика – около 0,01 мс.

Недостатки : хрупкость, быстрое выгорание пикселей, преобладание фиолетового и синего оттенка при низких значениях яркости.

Наряду с Super AMOLED в Samsung используют матрицы Super AMOLED Plus. У них меньше зернистость изображения и лучше цветопередача. Этого компании удалось достичь благодаря технологии Real-Stripe.

MLCD+

Второе название этой технологии – M+ LCD. Такие дисплеи отличаются от LCD-решений белым пикселем, который добавила компания LG. Впервые она сделала это в 2015 году в своей новой линейке телевизоров. Позже появилась информация о выходе в свет смартфона LG G7 ThinQ с экраном, изготовленным по аналогичной технологии.

Белый цвет дополнил тройку ранее используемых субпикселей: красного, зеленого и синего. Меняя прозрачность белого субпикселя, можно добиться большего количества комбинаций оттенков. Это максимально приближает качество такого изображения к тому, что получено с помощью матрицы Super AMOLED.

Летом 2018 компания Apple заявила о том, что планирует использовать дисплеи MLCD+ в новых смартфонах iPhone.

Преимущества: энергоэффективность, высокая контрастность, малая толщина.

Недостатки: зернистость, низкая надежность.

OLED

Органический светодиод, он же OLED (organic light-emitting diode) – технология, которая основа на применении органических полимеров многослойной структуры. Они излучают собственный свет при прохождении электрического тока, в то время как в LED LCD для субпикселей используется внешняя подсветка. По этой же причине OLED-панели получаются более компактными, чем LCD.

OLED-дисплеи сохраняют естественную цветопередачу изображения под любым углом просмотра и главное – не нуждаются в дополнительной подсветке. Матрицы этого типа считаются менее вредными для глаз, так как в них применяется выборочная подсветка. Светодиоды включаются только на том участке, где это необходимо.

Преимущества: быстрый отклик, высокая контрастность, естественная цветопередача.

Недостатки: высокая стоимость, малый срок службы некоторых люминофоров (преимущественного синего цвета).

OLED-матрицы часто используются в «умных» часах и фитнес-браслетах. Чаще всего это монохромные панели с хорошей контрастностью и экономичным использованием энергии. Во многом именно это позволяет модным гаджетам работать без подзарядки от нескольких дней до пары недель.

Какие технологии набирают популярность?

Маловероятно, что вы слышали о технологии Micro-LED (она же ILED), а между тем она имеет все шансы стать популярной через несколько лет. В отличие от OLED, Micro-LED работает на базе неорганического светодиода. Ожидается, что производители смартфонов заинтересуются технологией благодаря ее преимуществам: высокие значения яркости и контрастности, минимальное время отклика, компактные размеры, возможность увеличения плотности изображения до 1500 ppi и низкое энергопотребление. Пока панели Micro-LED сложны в производстве, но в будущем ожидается удешевление процесса.

Технология Quantum Dots (она же QD-LED и QLED) кое-что переняла от жидкокристаллических дисплеев, однако в ее случае мы имеем дело с еще более мелкими кристаллами с эффектом свечения. Матрицы этого типа отличаются естественной цветопередачей, что уже использовала на практике компания Sony, выпустив в 2013 году QD-LED-телевизор. Массовому производству по-прежнему мешает трудоемкость и высокая стоимость производства.

Чем еще отличаются дисплеи мобильных гаджетов?

В экранных модулях последних лет важна не только технология, но и четкость изображения. Пока одни производители смело устанавливают на смартфоны среднего ценового сегмента матрицы с разрешением Full HD (1920×1080) и Full HD+ (2160 х 1080), другие привлекают покупателей 2К и даже 4К дисплеями – с разрешением 2560×1440 и 3840х2160 соответственно. Еще красноречивее о четкости изображения говорит параметр PPI – количество точек на дюйм. Чем их больше, тем менее зернистой будет картинка. Хотя уже в разрешении Full HD на диагонали 5,5 дюймов вы вряд ли сможете рассмотреть отдельные пиксели.

Многие новинки поступают в продажу с 2.5D-дисплеями. Ничего общего с «недотрехмерностью» это обозначение не имеет. Это маркетинговое название фасонной кромки по периметру экрана, которая делает его края более гладкими. В таком дизайне устройство выглядит более премиальным, но добавляет забот владельцу. Теперь ему будет сложно найти качественное стекло, а защитные свойства обычной пленки, которую рекомендуют наклеивать производители, вызывают большие сомнения.

Первыми стекла 2.5D в экранах для смартфонов использовала компания Apple.

Еще более продвинутый вариант – стекло 3D. Оно может быть изогнутым самым непредсказуемым способом – например, по центру (в горизонтальной или вертикальной плоскости) или по краям. Самые яркие примеры смартфонов с 3D-экранами – LG G Flex и Samsung Galaxy Edge.

В скором будущем мы ожидаем появления смартфонов с гибкими складывающимися OLED-дисплеями от Samsung, полностью безрамочных дисплеев и тех, которые занимают всю лицевую поверхность устройства. Скоро ли они станут популярными? Увидим через 2-3 года.

Технология IGZO (Indium, Gallium, Zinc Oxide - In-Ga-Zn-O) компании Sharp позволяет производителям изготавливать дисплеи еще более высокого качества.
В панелях IGZO используются в качестве полупроводника не кремний, а оксиды индия, галлия и цинка.

Это позволяет формировать тонкопленочные транзисторы меньшего размера, улучшая технические характеристики дисплея: повышая плотность пикселей и увеличивая прозрачность панели, что свою очередь дает возможность повысить яркость экрана и уменьшить энергопотребление за счет снижения яркости подсветки.

Кроме того, дисплеи получаются тоньше и могут быть оснащены более чувствительными сенсорными экранами.

Каждый пиксель экрана управляется своим собственным транзистором.
Транзисторы из IGZO обладают улучшенными характеристиками по сравнению с аморфным кремнием, применяемым сегодня в жидкокристаллических панелях.

Технология IGZO уходит своими корнями в разработки профессора Токийского технологического института Хидео Хосоно, который в середине 90-х годов первым синтезировал такие транзисторы.
Электроны в таких транзисторах перемещаются быстрее, а сами элементы стали меньше.

Размеры транзистора оказывают самое непосредственное влияние на величину пикселя, а значит, маленькие транзисторы позволяют уменьшить размеры пикселя и разместить больше пикселов на единице площади.

Новые транзисторы не требуют постоянного обновления своего состояния при демонстрации неподвижного изображения.
Это позволяет сократить энергопотребление и уменьшить влияние интерференции со стороны электронных компонентов экрана.
В результате повышается точность и чувствительность сенсорных панелей.

Благодаря уменьшенным размерам электронных элементов можно дисплеи делать тоньше, следовательно, портативные устройства становятся еще компактнее.
Повышенная разрешающая способность маленьких экранов, уменьшенное энергопотребление, более точное срабатывание сенсорных панелей - все это весьма востребовано сегодня производителями портативной электроники.

Энергозатраты IGZO на подсветку значительно ниже, чем у кремневых панелей, иногда наполовину, и панели IGZO потребляют на две трети меньше электроэнергии.

Прогнозируется, что технология IGZO может обойти по популярности высококачественные дисплеи Apple.

Драйвер AMD Radeon Software Adrenalin Edition 19.9.2 Optional

Новая версия драйвера AMD Radeon Software Adrenalin Edition 19.9.2 Optional повышает производительность в игре «Borderlands 3» и добавляет поддержку технологии коррекции изображения Radeon Image Sharpening.

Накопительное обновление Windows 10 1903 KB4515384 (добавлено)

10 сентября 2019 г. Microsoft выпустила накопительное обновление для Windows 10 версии 1903 - KB4515384 с рядом улучшений безопасности и исправлением ошибки, которая нарушила работу Windows Search и вызвала высокую загрузку ЦП.

Драйвер Game Ready GeForce 436.30 WHQL

Компания NVIDIA выпустила пакет драйверов Game Ready GeForce 436.30 WHQL, который предназначен для оптимизации в играх: «Gears 5», «Borderlands 3» и «Call of Duty: Modern Warfare», «FIFA 20», «The Surge 2» и «Code Vein», исправляет ряд ошибок, замеченных в предыдущих релизах, и расширяет перечень дисплеев категории G-Sync Compatible.

IGZO - это аббревиатура, которая расшифровывается как «оксид индия, галлия и цинка». Этот самый оксид представляет собой полупроводниковый материал, который чаще всего используется при производстве прозрачных тонкопленочных транзисторов. Использование IGZO стало особенно популярно с распространением сенсорных панелей (как в смартфонах и планшетах), поскольку этот материал может быть заменой аморфного кремния для активного ЖК-экрана и ведет к повышению точности и чувствительности сенсорных панелей. Вместе с тем, применение IGZO приводит к уменьшению времени отклика и уменьшению размера пикселей, что благоприятно сказывается на технологиях дисплеев.

Гонка за пикселями для мобильных устройств продолжается. Только мы, казалось, привыкли, что почти все современные смартфоны оснащаются FullHD-дисплеями, как из новостей становится известно, что флагманские устройства этого года, скорее всего, начнут адаптацию 2K-разрешений. Однако еще до того момента, как разрешение 2K станет обыденным стандартом среди большинства смартфонов на рынке, производители, кажется, уже думают о том, как от 2K-разрешения перейти к 4K-разрешению.

Японской компании пополнился новой моделью монитора, исполненной по нормам энергоэффективной технологии . Новинка отличается диагональю экрана 32 дюйма и рабочим разрешением 3840 x 2160 точек (4К). В ассортименте производителя монитор получил название PN-K321 .